logo

Министерство "Счастье"   




Главная
Новости
Карта проектов
Программы и проекты
Библиотека
Фотогалерея
О проекте
  • Главная
  •  / 
  • Программы и проекты
  •  / 
  • Образовательные проекты и программы
  •  / 
  • Для детей

Программа "Счастливая семья – счастливая Земля!" (Сигаево)

  • Программа "Счастливая семья – счастливая Земля!" (Сигаево)
  • Экопраздник в Чистых прудах (г.Киров) "Жизнь и счастье Земли зависят от тебя!"
  • Экопраздник в Верхошижемье "Жизнь и счастье Земли зависят от тебя!"
  • Программа "Жизнь и счастье Земли зависят от тебя!" (Среднеивкино)

Мёд

Грибы
Программа "Счастливая семья – счастливая Земля!" (Сигаево)

27.04.2017

Программа "Счастливая семья – счастливая Земля!" (Сигаево)

Паспорт инновационной программы по формированию этно- и экокультуры у старших дошкольников в условиях природного пространства парка «Счастье» и социальных институтов с. Сигаево

«Счастливая семья – счастливая Земля!»


Разработчик паспорта программы: Береснева Л.Н.,

к.п.н., доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «ВятГУ»

  

  Актуальность программы определяется потребностью общества в нравственно развитых людях, необходимостью с дошкольного возраста эколого-ориентированного образования и гражданско-патриотического воспитания недекларативного характера, о чем свидетельствуют и принятые на уровне ГД РФ рекомендации от 21.05.2015 г. и обращение участников первого Всероссийского экологического детского фестиваля « Экодетство» к ребятам Российской Федерации от 05.06.2015 г., а также Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Концепция федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Формирование у старших дошкольников этно- и экокультуры можно рассматривать в нескольких аспектах:

- во-первых, мотивационный аспект, то есть степень значимости семьи, природы для ребенка;

- во-вторых, когнитивный аспект – это знания ребенка о семье, родственных связях, предназначении мальчика и девочки, влияния питания, одежды, праздников, места жительства на жизнь народа, знания ребёнка о природе и взаимосвязях всего живого на планете;

- в-третьих, эмоциональный аспект – это переживания, связанные с событиями в семье и общением с природой;

- в-четвертых, личностный аспект – представления о своем месте в семье, среди народа и природы.


Ключевая идея программы: воспитание здоровых и счастливых детей, любящих семью, природу, Родину.


Основные методологические подходы: личностно-ориентированный, системно-деятельностный, средовой, компетентностный, целостный, природосообразный.


Цель программы: создание условий для воспитания здоровых и счастливых детей, любящих семью, природу, Родину.


Задачи программы:

- формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о счастливой семье, основанной на энергии любви, условиях ее существования, предназначении мальчиков и девочек, родословной, жизни предков на Руси, влиянии колыбельных песен на жизнь человека, влиянии продуктов питания, одежды как признаков этноса на настроение и скорость мысли членов семьи;

- ознакомление с понятиями здоровья, сада, природы, значения посадки и ухода за растениями с добрыми чувствами и мыслями для Родины и планеты в целом;

- развитие любви к семье, народу, природе, Родине;

- воспитание чувства ответственности за мир на Земле.


Особенности построения программы:

- программа построена концентрически;

- реализуется с детьми старшего дошкольного возраста;

- рассчитана на 12 занятий, от 12 до 144 часов в год, включая проектную деятельность;

- занятия проводятся как на природе: в садах, рощах, так и в группе в зависимости от погодных условий;

- темы занятий сформулированы в форме вопросов, над которыми дети думают, поэтому в зависимости от уровня развития детей количество часов на изучение одной темы может варьироваться от 1 до 12;

- в процессе обучения применяются игровые технологии, технология мастерских, развития образного мышления, проектной деятельности на основе природосообразного подхода;

- результатом каждой темы является либо индивидуальный, либо коллективный проект, направленный на повышение скорости мышления, уровня развития творческого воображения, уровня здоровья, увеличения радости, любви, доброты в детях по отношению к семье, природе, Родине.

 

Содержание (тематический план) программы:

№п/п

Содержание занятия

Количество часов

1

Моя семья на ладошке или почему у человека две руки, две ноги, одна голова, шея, туловище, по пять пальцев на каждой руке и ноге?

Проекты: «Семейный альбом», «Моя родословная»

от 1 до 3

до 12 часов

2

Где живёт энергия Любви?

Проект: «Пространство Любви»

от 1 до 3

до 12 часов

3

Кто Я или какое предназначение у мальчиков и какое предназначение у девочек?

Проект: «Будущее нашей семьи»

от 1 до 3

до 12 часов

4

Что такое песня и как влияет колыбельная песня на жизнь человека?

Проект: «Наши колыбельные песни»

от 1 до 3

до 12 часов

5

Что такое быль Руси и история? Почему на Руси были счастливые семьи?

Проект: «Культ-Ура и семьи наших дедов, прадедов»

от 1 до 3

до 12 часов

6

Что такое счастливая семья?

Проект: «Счастье и гордость нашей семьи»

от 1 до 3

до 12 часов

7

Как влияют продукты питания на настроение и скорость мысли членов семьи?

Проект: «Питание нашей семьи»

от 1 до 3

до 12 часов

8

Как влияет одежда на мысли и самочувствие членов семьи?

Проект: «Одежда нашего Рода»

от 1 до 3

до 12 часов

9

Что такое сад и зачем он нужен семье?

Проект: «Наш сад Любви»

от 1 до 3

до 12 часов

10

Как называется сад, посаженный и выращенный детьми?

Проект: «Наш парк «Счастье»

от 1 до 3

до 12 часов

11

Почему хочется говорить спасибо воде, земле, солнышку, звёздам, семенам овощей, цветов, трав, деревьев?

Проект: «Наша семья и природа»

от 1 до 3

до 12 часов

12

Как сделать Землю радостной и счастливой?

Проект: «Наши добрые дела»

от 1 до 3

до 12 часов


Показатели выполнения программы (ожидаемые результаты):

1) наличие у старших дошкольников представлений о счастливой семье, основанной на энергии любви, условиях ее существования, предназначении мальчиков и девочек, родословной, жизни предков на Руси, влиянии колыбельных песен на жизнь человека, влиянии продуктов питания, одежды как признаков этноса на настроение и скорость мысли членов семьи;

2) наличие у старших дошкольников представлений о природе как живом организме, который умеет слышать и чувствовать, о значении посадки и ухода за растениями с добрыми чувствами и мыслями для Родины и планеты в целом;

3) положительная динамика роста любви к семье, народу, природе, Родине;

4) проявление в словах и делах чувства ответственности за мир на Земле;

5) косвенные показатели для оценки эффективности выполнения программы: уровень здоровья детей, уровень скорости образного мышления, уровень развития творческого воображения до и после эксперимента.


Результативность программы (целевые индикаторы):

-  количество детей, выполнивших от 1 до 2 показателей программы, в %,;

-  количество детей, выполнивших от 3 до 4 показателей программы, в %;

-  наличие положительной динамики по показателям в сравнении данных на начало и конец учебного года. 


Диагностический инструментарий.

Для диагностики уровня сформированности этнокультуры у старших дошкольников (1, 3, 4 показатели программы) на констатирующем этапе эксперимента устанавливаются доверительные отношения с воспитанниками и проводятся 1) опрос с детьми; 2) рисуночный тест «Моя семья», 3) тест «Выбор».


1. Опрос проходит индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке.


Вопросы для опроса:

1. Народ – это кто?

2. Что такое культура?

3. Что такое семья?

4. Счастливая семья, какая она?

5. Родня – это кто?

6. Какие традиции есть в твоей семье?

7. Какие ты знаешь и какие тебе нравятся народные сказки, песни, игры, хороводы?

8. Что такое Родина?

9. Что такое Род?

10. Скажи, в чём, по-твоему, состоит предназначение мальчика?

11. Как ты думаешь, в чём предназначение девочки?


Каждый ответ ребенка анализируется. Для анализа ответов продуманы следующие критерии оценок:

0 баллов ставится, когда ребенок отказывается отвечать на заданный вопрос, говорит «не знаю».

1 балл ставится, когда ребенок отвечает на вопрос, но не полно, раскрывает ответ с помощью дополнительных вопросов взрослого.

2 балла ставится, когда ребенок полностью ответил на вопрос без помощи взрослого.

После анализа ответов детей, определяется исходный уровень каждого ребенка по следующей шкале:

 

Низкий уровень – 0 – 6 баллов.

Средний уровень – 7 – 14 баллов.

Высокий уровень – 15 – 22 балла.  


2. Рисуночный тест «Моя семья»


Цель: выявление у старших дошкольников представлений о семье, ее составе. Детям даётся задание: «Нарисуй свою семью» без объяснения значения слова «семья». Дети рисуют в спокойной обстановке цветными карандашами, количество цветов в распоряжении одного ребёнка – не менее

Тест достаточно распространён среди педагогов и психологов, поэтому подробную инструкцию по оценке результатов здесь не приводим.


 3. Для выявления интереса у старших дошкольников к теме семьи (мотивационный компонент), проводится тест «Выбор».


Из трех предложенных вариантов ребенку предлагается выбрать один наиболее приемлемый для него.

1. Что бы тебе хотелось нарисовать? Почему?

· свою семью;

· игрушку;

· природу.

После ответа ребёнка ему задаётся вопрос «Почему?»

2. О чем бы тебе хотелось послушать рассказ?

· о растениях;

· о мультфильмах;

· о семье.

После ответа ребёнка ему задаётся вопрос «Почему?»

3. Во что бы тебе хотелось поиграть?

· в шашки;

· в дом, семью;

· в подвижную игру на природе.

После ответа ребёнка ему задаётся вопрос «Почему?»

 

Для обработки результатов можно использовать следующие уровни:

Низкий уровень –  ребенок тему «семья» не выбирает.

Средний уровень – ребенок делает выбор темы «семья», но не обосновывает свой выбор (выбор 1 раз). 

Высокий уровень – ребенок делает осознанный выбор темы «семья» и обосновывает свой выбор (выбор 2 – 3 раза).

Также следует записать тех детей, которые выбрали природу.


Для диагностики 2, 3, 4 показателей выполнения программы (когнитивного и эмоционального аспектов сформированности экологической культуры старших дошкольников) проводится опрос в доверительной форме и тест «Выбор», который представлен ранее по тексту.

 

Вопросы для детей:

1. Что такое природа?

2. Зачем люди сажают деревья и цветы?

3. Ты посадил деревья? (да/нет) при ответе «да» задаётся следующий вопрос:

Назови, какие деревья ты посадил?

4. Ты посадил цветы? Назови, какие цветы ты посадил?

5. Наш дом – планета Земля. Она живая, она любит и слышит тебя.Ты ходишь по ней каждый день. А какие добрые дела ты делаешь для нашей Земли?


Каждый ответ ребенка анализируется. Для анализа ответов продуманы следующие критерии оценок:

0 баллов ставится, когда ребенок отказывается отвечать на заданный вопрос, говорит «не знаю».

1 балл ставится, когда ребенок отвечает на вопрос, но не полно, раскрывает ответ с помощью дополнительных вопросов взрослого.

2 балла ставится, когда ребенок полностью ответил на вопрос без помощи взрослого.


После анализа ответов детей, определяется исходный уровень каждого ребенка по следующей шкале:

Низкий уровень – 0–2 балла.

Средний уровень – 3–6 баллов.

Высокий уровень – 7–10 баллов.

Вернуться к списку раздела
Главная
Новости
Карта проектов
Программы и проекты
Библиотека
Фотогалерея
О проекте
© 2016 - 2023 «Министерство «Счастье»
Создание сайта: Медиа-сервис
Условия пользования сайтом